понедельник, 6 февраля 2012 г.

Готовые нервюры, часть 2

Copy of barr82.livejournal.com/92398.html
Date: 08/07/2010.


UPD. Видео про сборку нервюр - тут.

Фу-у-уф!
Наконец-то.
С нервюрами покончено. Почти. :) Ну еще будет кое-какие небольшие работы. Но основное уже сделано.
Вот последние шесть усиленных нервюр, которые я делал очень долго.




Усиленные нервюры толще обычных на 3 мм, с одной стороны приклеена фанера, которую украшают миленькие кругленькие дырочки. :)
На самом деле это сделано для некоторого облегчения конструкции. Кстати, кроме всего прочего я приобрел ценнейших навык выпиливания фанерных кружочков.
Подробно рассказывать про технологический процесс не имеет смысла, т.к. он практически ничем не отличается от изготовления обычных нервюр.

Общий снимок 24-х нервюр.


Примерно так они будут стоять друг относительно друга, когда будет собираться крыло.




А дальше нужно будет сделать лонжерон. Точнее лонжероны.
Внешне это такие длинные балки, на которые будут наклеиваться нервюры. Лонжерона будет два - основной и вспомогательный. В сечении они будут иметь прямоугольный вид. Прямоугольные отверстиях в нервюрах как раз для них.
И вот уже мне придется перебраться в гараж. Потому что, в принципе склеить почти трехметровую балку дома можно, а вот вынести - почти невоможно.
Пожалуй все.

28 комментариев:

  1. Толик из Броваров. Украина.21 января 2013 г. в 21:38

    Здравствуй Алексей! Вопрос на засыпку! На изготовление нервюры у меня уходит около 2 часов, а на схватку клея (эпоксидка) тоже 2 часа. Проблема в том что мой кондуктор для нервюр занят до тех пор пока не высохнет эпоксидка. Есть ли технология как бы "прихватки" стыков чтобы нервюру можно было убрать из кондуктора и делать следующую?

    ОтветитьУдалить
  2. Добрый день, Анатолий.
    Читал на одной очень старой ветке по постройке Арго, что один из любителей построивший самолет, помещал склеенную нервюру в какую-то печь и за счет температуры смола затвердевала быстрее. Сам я ручаться за это не могу, т.к. все делал по старинки и без спешки.

    ОтветитьУдалить
  3. Скорее всего только так и придется делать. Я просто однажды видел как один мужик собирал масштабную модель парусного многопалубного корабля длинной гдето около 600мм. Так вот у того корабля тоже как и у Арго были шпангоуты и стрингеры(сечением гдето 3*1мм) которые он приклеивал друг к другу и временно прикалывал стрингеры ко шпангаутам. Конечно потом оставались маленькие дырочки от гвоздиков в стрингерах, но зато очень удобно и производительно!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ну тут каждый сам решает, как лучше.
      Я только лишний раз хочу вас предупредить, что все-таки масштабы у нас немного другие, да и строим мы весьма серьезный аппарат, которому в будущем будем доверять собственную жизнь. Т.е. сделать по-быстрее хочется безусловно каждому, но нужно стараться всегда держать голову трезвомыслящей и хорошенько взвешивать каждый шаг.
      Но это так... Просто мысли вслух.
      В конце концов у каждого своя правда. :)

      Удалить
    2. У меня такая натура что если я что-то делаю то я стараюсь всегда усовершенствовать технологию этого дела. Я сам работаю токарем на частной фирме и там просто поле не вспаханное для меня! :) Так что с самолетом будет тоже самое:)

      Удалить
  4. Вчера получилась фанера 1мм из шпона 0.5. Попробовал наклеивать на нервюру в качестве косынок и книц- идет как по маслу. Режится простыми ножницами без всяких проблем! Ну просто аж душа радуется

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Поздравляю. :)
      Я, кстати, тоже ножницами потом их резал.

      Удалить
  5. Олег Первоуральск22 февраля 2013 г. в 08:04

    Добрый день.Молодец.Я правда делаю учебно-тренировочный планер БРО-11 для начала из книги Шеремета -Планеры-летом буду собирать крыло и элероны. Пока идет заготовка материала.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я вот тоже иногда думаю, что, может быть, стоило начинать с чего-нибудь по-проще. Но уже сделано достаточно много и назад пути точно нет. :)
      Тебе тоже удачи. :)

      Удалить
  6. Добрый День Алексей.
    Скажите пожалуйста как вы делали лонжероны. Если можно по подробней.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день.
      Честно говоря, лонжероны я еще не делал. Сделал только две полки основного лонжерона. Но вполне возможно, что буду и их переделывать, т.к. подозреваю, что ошибся в расчетах на прочность лонжерона.
      Но буду делать так же, как и написано в оригинальной статье по сборке самолета. Сначала распиливаю брусок на планки размером 10х50х3000. Найти трехметровый брус без сучков можно. Бывает трудно, но вполне возможно. После эти планки сушу. Сушу просто дома, без всяких специальных приспособлений. Сушка - весьма важный момент. Т.к. изменения влажности древесины на 1% изменяет ее прочностные свойства на 15%. После сушки (а это, наверное, месяца три-четыре) склеиваю четыре таких планки в один пакет с помощью эпоксидной смолы. Т.о. получаю необработанную полку лонжерона размером 40х50х3000. Далее с помощью электрорубанка и шлифовальной машины делаю сужение полки к концу. Т.о. получается одна из полок лонжерона. После этого аналогичным образом изготавливается вторая. Далее, чтобы высоту лонжерона сделать постоянной по все длине, планирую сделать небольшой стапель примерно на 50 см или больше. Т.е. это даже будет не стапель, а просто широкая доска с прибитыми к ней двумя брусами, которые будут ограничивать высоту будущего лонжерона. Затем планирую в этот стапель закладывать две полки лонжерона и бабышку в корневой части, а затем необходимые распорки далее по всей длине. И таким образом перемещая стапель по всей длине лонжерона вклеить все необходимые детали. Затем все это зачистить и обклеить миллиметровой фанерой. Еще читал, что для равномерности фанеру необходимо наклеивать во взаимно перпендикулярных плоскостях. Т.е. с одной стороны фанерой заклеиваем под 45 градусов. С другой - под углом -45 градусов. Ну и в самом конце еще дополнительный слой 3-х мм фанеры в месте крепления металлических деталей.
      Надеюсь, что описал более или менее понятно. :)
      Когда непосредственно займусь изготовлением лонжерона - обязательно сделаю развернутый пост с фотографиями и компьютерной анимацией.

      Удалить
    2. Спасибо)))

      Удалить
  7. Добрый вечер Алексей. Скажите пожалуйста размеры невюр которые у вас отабражены на фото( 6 усиленных и 18 остальных)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Все нервюры имеют одинаковый размер.
      Длина нервюр равна хорде крыла. Т.е. они по 1000 мм. Высота - 155 мм. Значение высоты получаем после построение чертежа профиля крыла. Как раз недавно про это писал - barr82-argo.blogspot.com/2013/03/2.html.
      Также высоту профиля и нервюр можно узнать по названию профиля - РIII-15,5%, что означает, что максимальное утощение профиля - 15,5%. Т.о. для хорды в 1000 мм это и будет 155 мм.
      Как и указано в оригинальной статьей, обычные нервюры сделаны из реек сечением 5х8 мм, усиленные - 5х10 мм.

      Удалить
    2. Да вот же не понял я эти чертежи вот и мучаюсь с этими невюрами, пожалуйста обьясните мне вот этот чертеж я не все размеры вижу и не пойму((( http://zalil.ru/34320016

      Удалить
    3. И мне интересно сама технология склейки невюр, например где какие закруглённые края и.п.

      Удалить
    4. Нанес размеры и некоторые расчеты на этом рисунке - barr82.com/uploader/user_images/nerv.png.
      Теперь некоторые пояснения.
      1 - 155мм, 2 - 1000мм. Тут все понятно, про это уже писал выше.
      4, 5- конкретных размеров нет. Их надо получать либо путем создание чертежа на компьютере, либо с помощью отрисовки на ватмане в натуральную величину. Я представляю это себе так, что на плотном ватмане вычерчивается в натуральную величину нервюра. Причем полностью вычерчивать не нужно. Конкретно в данном случае нас интересует только конечная ее часть. Затем эта часть нервюры вырезается. И нее вырезается профиль элерона. Далее с помощью ватмана к вырезанному элерону и оставшейся части нервюры приклеивается вырезанная из ватмана крепление, которое будет точно такое же, как и на будущем самолете. Затем с помощью булавки фиксируются точка, относительно которой будет поворачиваться элерон. Далее отклоняем элерон в крайние позиции и на моделе нервюры отмечаем нужные точки.
      Но, конечно, на компьютере сделать все это проще.
      Вообще, насчет этих двух размеров можно пока не заморачиваться. Я, как видно из фоток, просто делал обычные нервюры, только не склеивал хвосты тех, которые будут обрезаться. Когда будет готово крыло, элероны и крепление, можно будет с реальными деталями отметить и обрезать все лишнее.
      Теперь насчет размера 3...

      Удалить
    5. Размер 3 можно получить если вычесть из размера 260 (расстояние от начала крыла до лонжерона) значение ширины лонжерона. Ширина лонжерона в районе нервюры 1 и 2 будет равна ширине полок лонжерона (40 мм), толщине обшивки миллиметровой фанерой с двух сторон (1 + 1 мм), толщине дополнительной обшивки (3 + 3 мм), толщине металлических деталей узлов крепления крыла к фюзеляжу (3 + 3 мм, при условии, конечно, что вы будете использовать сталь 30ХГСА; я же решил брать другую сталь, поэтому толщина будет больше, следовательно четыре нервюры придется переделывать). Т.о. образом толщина лонжерона в районе нервюры 1 и 2 будет равна 40 + 2 + 6 + 6 = 54 мм. Вместо 44, которые указаны на чертеже.
      На файле, ссылку на который я указал в предыдущем комментарии, размер 260 отложил немного не правильно. Но это не принципиально.
      Также еще нужно учесть, что размер лонжерона в районе нервюры 12 будет равен 42 мм.
      Короче говоря, все очень запутано и чтобы разобраться нужно точно знать толщину лонжерона в районе каждой из нервюр.

      Удалить
    6. Технология изготовления у меня была следующая.
      Сначала в чайнике распаривал две рейки. Затем закреплял их в стапеле и прижимал по все ширине. Там они сохли сутки. Затем доставал их и закладывал следующие.
      Когда все было готово приступал непосредственно к склейке нервюры. В местах, где будет клей, подкладывал кусочки полиэтилена. Закладывал верхнюю и нижнею рейки, которые были согнуты на предыдущем этапе, а затем начинал подгонять рейки-распорки и носок нервюры. Когда все подогнано - склеивал, ждал сутки, вынимал, убирал все неровности, наклеивал фанерные накладки (кницы), опять ждал сутки, убирал неровности и нервюра готова. :)

      Удалить
    7. Большое спасибо - приблизительно начинаю догонять. Вот только ссылку на этот рисунок который дали ( barr82.com/uploader/user_images/nerv.png ) не работает можно ещё раз как нить пере залить - чтобы взглянуть на него. Спасибо ещё раз.

      Удалить
    8. А всё скопировал ссылку не заходя на неё кликом всё заработало СПАСИБО ОГРОМНОЕ

      Удалить
    9. Алексей скажи пожалуйста кницы на обычных с двух сторон приклеены или с 1 стороны

      Удалить
    10. На обычных нервюрах клеил с двух сторон.

      Удалить
  8. Молодец Алексей! Все подробно описываешь, и на вопросы отвечать стараешься подробно. Респект тебе за твою отзывчивость!

    ОтветитьУдалить
  9. Леш привет в каком направлении у тебя фанера на усиленных нервюрах и обоснуй заранее спасибо

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Привет.
      Хороший вопрос. Дело в том, что когда их делал, то как-то совсем не уделял этому внимание. И только когда начал подробно читать про изготовление лонжерона узнал (а потом и сам понял), что это действительно имеет значение.
      Сейчас думаю, что по сравнению с лонжероном там не такая большая нагрузка. Поэтому, наверное, оставлю как есть.

      Удалить