воскресенье, 10 марта 2013 г.

Некоторые изменения: 30хгса и лонжероны

Про сталь.

В оригинальной статье по постройке говорилось о том, что узлы крепления крыла и центроплана должны быть выполнены из стали марки 30ХГСА. Сталь эта, как я потом узнавал, довольно часто применяется в авиационной промышленности. Но у нее есть два существенных (для меня, конечно) недостатка:



1. Варить ее нужно с отпуском. Т.е. после сварки температуру стали нужно понижать постепенно. Где-то читал, что можно, например, место сварки сразу замотать в асбест. Или все время греть деталь паяльной лампой, а после сварки постепенно сокращать прогрев.

2. Наиболее существенный. Сталь этой марки практически невозможно найти в Минске и, подозреваю, что и в Беларуси. Нет, есть, конечно, разные компании, которые могут продать данный сорт стали. Но их объемы продаж измеряются тоннами или вагонами.

Как-то раз, я оставил объявление на каком-то сайте, который как раз был посвящен металлу. К моему удивлению мне позвонили примерно через пару часов и сказали, что могут привезти эту сталь. Естественно, сталь в стандартном размере 1х2 метра. Это еще ничего, есть стандартный размер 1х6. Причем по моим подсчетом, мне бы хватило листа размером 1х0,5. На вопрос о стоимости сказали, что лист этот будет стоить примерно 500$. Мне, конечно, сталь эта очень нужна, но выкладывать такие деньги я еще не готов.

Кроме этого, спрашивал у своих знакомых, у знакомых моих родителей, у знакомых моего тестя, бросал клич в социальных сетях, обзванивал разные металлобазы, писал письма разным людям. Даже написал письмо главному инженеру одного из белорусских авиаремонтных заводов. Но это, к сожалению, не принесло никаких результатов.

Есть еще один вариант - это отправиться на поиски в Москву. Уверен, что там можно будет это найти.  Но, опять таки, это расходы на поездку, плюс куча потраченного времени. А время для меня порой бывает дороже денег.

В конечном итоге пришел к логическому заключению: заменить 30ХГСА на более доступную сталь. При этом, конечно, пересчитать прочность деталей и увеличить их толщину. На форумах читал, что для данного самолета это вполне распространенное решение.

Таким  образом, так как толщина лонжерона в районе корневых нервюр увеличится, придется эти самые 4-е нервюры переделать под новый размер лонжерона. Но, думаю, этим уже займусь, когда будет полностью готов сам лонжерон.


Про лонжерон.

Лонжерон - весьма ответственная часть самолета. Он, фактически, передает подъемную силу крыла всему самолету. В расчетах на прочность лонжерона в оригинальной статье есть довольно много опечаток и неточностей. Поэтому очень многие строители "Арго" лонжерон пересчитывают. Этим же занялся и я. Вроде все пересчитал, получил  новые размеры полок лонжерона (это основные детали, из которых состоит лонжерон). Однако, просматривая форум по постройке самолета, заметил, что при расчетах я сильно занизил вес самолета. Соответственно, сечение полок лонжерона получились меньше необходимых.

В ближайшее время планирую рассчитать правильное значение сечения полок лонжерона. И затем приступить к их изготовлению. Хотя две полки из четырех уже были сделаны, их все-равно придется переделывать. Все-таки с этими делами лучше не шутить.


Итого.

Таким образом, наметился следующий план будущих работ: закончить сборку хвостового оперения, полностью сделать лонжероны, собрать крылья.

Планы, как видно, очень хорошие. Про сроки - очень боюсь что-то прогнозировать. Думаю, что если не буду лениться, то к осени уже можно все это сделать и начать работать над фюзеляжем.  Но загадывать не буду.


P.S. Просто, чтобы были в курсе постоянные читатели, если таковые имеются. Сейчас на кухне сохнет стабилизатор со всеми недостающими распорками и частично с кницами. В ближайшее  время - крайний этап сборки рулей высоты - зашивка их фанерой.

5 комментариев:

  1. а как рассчитать прочность деталей крыла и сечение полок лонжерона, по каким формулам и что куда вставлять? помогите понять

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вот на эту тему уже даже набросал черновик поста, где подробно рассказываю что и как считается. Но вот сам обнаружил свою ошибку и уже немного опасаюсь выкладывать. Ведь люди могут начать строить используя мои не совсем корректные расчеты.
      Но, наверное, все-таки выложу. Предварительно напишу жирными буквами, что снимаю с себя всякую ответсвенность за возможные последствия.

      Удалить
    2. как с вами связаться по поводу стали?

      Удалить
    3. Можно написать на электронную почту: ave82@gmail.com.

      Удалить
    4. не корректный адрес не отправляет)) напиши сам igorpetrov67@mail.ru

      Удалить