вторник, 25 декабря 2012 г.

Готовые элероны

Наконец-то закончил элероны.


Делал их очень долго. Честно говоря, даже стыдно, что так долго. И получилось, что дольше всего делал зашивку элерона фанерой. В свое оправдание могу сказать только то, что за
это время собрал еще рули высоты, которые тоже дожидаются зашивки фанерой.

Но сейчас чуть подробней про элероны.



Все мои прошлые попытки зашить элерон фанерой не удались. Это, наверное, явилось главной причиной, почему так долго делал элероны - все думал, как лучше сделать, откладывал и т.д. Считал, что методика изготовления, которую мне посоветовал папа, не дала бы той точности, что я хотел. Но тем не менее, двигаться нужно было дальше.

Изготовил две болванки метровой длинны.


Левая повторяет профиль элерона. Вокруг нее и будет гнуться лист. Вторую болванку делал лишь потому, что по ширине первая оказалось слишком узкая, т.е. лист фанеры выступал за нее.

Потом лист примерно на минут пять помещал в горячую ванну, доставал, обкладывал вокруг болванки и все это дело обматывал двумя эластичными бинтами:


Бинты, кстати, отлично справились со своей задачей - равномерно прижали фанеру к болванке в районе носка:


Но, как видно из фотографий выше, все равно в некоторых местах плотного прилегания не было. В принципе, как раз эти места не были столь критичны, т.к. потом на элероне там все поджималось струбцинами. Но хотелось все-таки, чтобы было сделано как можно лучше. Поэтому потом еще сверху все это дело прижимал грузом:


Потом уже папа мне посоветовал, что болванки для профиля лучше было бы делать несколько меньше самого профиля, т.к. в любом случае, фанера после полного высыхания все равно будет распрямляться. Но было уже поздно, начал делать уже так.

Листы сохли у меня примерно по 4-5 дней. Думаю, что одного-двух было бы достаточно. Но хотелось, чтобы наверняка.

После снятия бинтов, лист, естественно, частично распрямлялся примерно до угла в 45 градусов. Далее промазывал элерон эпоксидкой в местах склейки, прикладывал фанеру, обжимал, затягивал струбцинами, поджимал, пододвигал и т.д. На самом деле, весь процесс приклейки одного листа занимал не менее получаса, а то и больше. Т.к. лист все время норовит выпрямиться, а тебе нужно равномерно его обогнуть и зажать, а руки только две...

Так я приклеил четыре листа (два листа на один элерон). Основная трудность осталось позади. Но тут всплыла другая проблема - лист не плотно прилегал к нервюрам элерона:


На фотографии выше - самая большая дырка примерно в 5-6 мм. И это меня очень расстраивало.
И если эти дырки еще можно заделать, то были районы, куда напрямую было никак не добраться:


Т.е. этот участок полностью является закрытым. А начинаешь продавливать пальцем и чувствуешь, что фанера "гуляет". Поэтому пришлось в этих местах делать небольшие отверстия в фанере и туда уже вслепую загонять эпоксидку из шприца. После высыхания проверял: практически все залилось где надо, осталось только совсем небольшие участки, где фанера не приклеилась. Но совсем не страшно, т.к. таких участков буквально несколько и все они небольшие. Да и нагрузки там практически никакой не будет.

Кстати, ту и другие дырки, до которых можно спокойно добраться аккуратненько заделал и залил эпоксидкой.


В конечном итоге пришел к выводу, что главной причиной таких больших огрехов стала большая погрешность при изготовлении деталей (детали для стабилизатора, рулей высоты и руля направления уже резал лазером) и неточность изготовления болванки. Конечно, когда буду зашивать стабилизатор и рули высоты, все это учту. Но там все должно быть по-проще, т.к. используется простой круглый профиль, а значит можно взять обыкновенную трубу. Но вот есть еще руль направления... А на нем профиль вообще переменного сечения. Т.е. будет весело. 

А еще, кстати, думаю снимать видео по процессу сборки. Возможно, так будет гораздо интереснее. Поэтому оставайтесь с нами, подписывайтесь на новости, будет интересно. :) 

4 комментария:

  1. начинаю делать элероны тоже! Очень много времени ушло на струбцины. Просто их я делал сам, чтобы сэкономить деньги. Да и просто на время приостановил постройку потому-что забегался сильно с этим крылатым зверем, жена уже тоже стала говорить, что у меня "первым делом самолеты ну а девушки потом":) А как эту песню включил- жена как аж надулась от вздора:)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ну ничего. Может быть со временем привыкнет все-таки и будет не дуться, а гордиться. :)

      Удалить
    2. Алексей,скажи пожалуйста на элеронах ты ставил стрингер или нет?Вроде как на чертежах нарисована пунктирная линия,если да,то какое сечение рейки?

      Удалить
    3. Нет, стрингер не ставил. Мне кажется, что он там и не особо нужен. После того, как носок зашил фанерой, получился довольно прочный короб. А т.к. элерон находится за крылом, то именно на лобик там нагрузки будут минимальные. Думаю, что и без стрингера прочности хватит.

      Удалить