четверг, 19 июля 2012 г.

Застрял немного

На данный момент элероны практически готовы. Осталось только заклеить переднюю часть милиметровой фанерой. И вот тут я немного забуксовал.

Проблема заключается в том, что фанеру необходимо обогнуть вокруг профил элерона. И профиль этот даже не круглый.


Сначала решил попробовать это сделать с небольшим кусочком фанеры. Подержал его над кипящей водой несколько минут и потом аккуратненько обогнул вокруг носка элерона. На сухую гнуть нет смысла - радиусы маленькие, фанера лопается.

В итоге получилось ровненько, аккуратненько и везде все хорошо прилегало. Я тогда обрадовался, мол, так хорошо получилось, значит и на большом листе получится.


Начал парить большой лист. Элерон длиной 1,5 метра. Листы у меня по 1,25. Поэтому отрезал кусочек 0,75 метра и начал держать над кипятком. 






Подержал две-три минуты над двумя кстрюльками, начал гнуть... и лист все-таки лопнул. Понял, что недостаточно прогрел и что нужно греть с двух сторон.

Во втором подходе грел уже дольше и с двух сторон. Но все равно хорошо пропарить так и не получилось - лист нужно все время перемещать, чтобы нагреть более или менее равномерно. Поэтому все равно был прохладный и гнулся плохо. Но все-таки кое-как его обогнул и закрепил струбцинами. Однако все равно получилась ерунда. Лист достаточно большой, пропарился слабо - в результате обогнуть нормально вокруг профиля так и не получилось, и, конечно, ни о какой форме не было и речи.

Из-за всех этим манипуляций умудрился в одном или двух местах сорвать заднюю кромку с прикленного места. Понял, что если так и дальше пойдет, то придется все клеить заново.  Поэтому решил наклеить кницы - маленькие фанерные накладки в местах склеивания деталей.
Дальше из ткани пошил четыре плоских ленты.


Идея была такая, чтобы с помощью этих лент обтянуть лист фанеры вокруг элерона.

Распарил очередной лист, начал обтягивать и все равно получалось не то, что нужно - лист никак не хотел плотно обжимать детали элерона. Пробовал даже другой метод: держал элерон передней кромкой вверх, накладывал лист, а поверх обтягивал лентой с обеих концов которой по 3 кг груза. Думал может быть грузом получится обятнуть хорошо. Но лист ни в какую не хотел огибать профиль во всех местах. Видимо сказывалась слабая пропарка.

Тогда решил изготовить накладки, которые полностью повторяли бы переднию часть профиля элерона.


Думал с их помощью зафиксировать лист вокруг элерона. И даже две такие накладки уже окончательно подогнал.

Но потом позвонил папе, и он мне рассказал, как наш общий знакомый (который, к сожалению, скончался не так давно), построивший двухместный самолет, делал аналогичную процедуру. Он просто опускал лист фанеры в воду на некоторе время, а потом обтягивал его с помощью жгутов вокруг болванки, которая полностью повторяла профиль элерона. Полностью высохший лист уже можно было спокойно клеить на элерон.

В принципе, я тоже рассматривал этот вариант, но надеялся, что смогу обойтись без него, т.к. просто не хотелось делать болванку почти на метр с необходимостью соблюдения профиля. Но, как видно, как раз этим и буду заниматься на выходных.

Ну а пока что буду подгонять детали для склейки руля высоты.

26 комментариев:

  1. Здравствуйте !!!
    Меня зовут Юрий, с детства меня завораживали самолёты и страсть как хотелось летать, но не судьба.
    Но вышло так, что я работаю в констр. бюро в AutoCAD.
    Как я вижу АРГО строили многие и многие летают. Хочется тоже его построить - есть возможность, но летать - возможности нет (можно загреметь за "метал. шторку"). Решил этот самолёт начертить и выложить как чертёж для других, но столкнулся с проблемой - размеры, как бы мягко выразиться, не совпадают и таких размеров очень много.
    Наблюдались ли у вас такие же проблемы при постройке АРГО-02?
    Заранее благодарю за ответ.

    Юрий.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день.
      Да, размеры на оригинальных чертежах во многих местах не сходятся. Я, как наверное и другие строители, просто выбирали какой-либо за базовый и от него уже "плясал". Иногда приходилось кое-что пересчитывать. Как, например, сечение лонжерона. А вот более опытные (а порой, к сожалению, и не очень опытные) меняли самолет более координально - удлиняли хорду крыла, размах и т.д.
      Но в любом случае вы беретесь за очень полезное для многих дело. Очень часто на форумах появляются желающие построить самолет и, конечно же, в первую очередь они ищут чертежи. А адекватных чертежей и нет вовсе. По этой же причине тоже решил чертежи делать в AutoCAD'е и выкладывать их для всех желающих.
      И, кстати, почему нет возможности летать-то? Ведь можно пройти курсы, получить лицензию пилота-любителя, найти аэродром и т.д. Другой вопрос в какую это копейку выльется. Но летать, как мне кажется, всегда есть возможность.

      Удалить
  2. Здравствуйте! меня зову Анатолий из Броваров. Я тоже взялся строить этот самолет, но наткнулся на ошибки в чертежах! Не могли бы вы дать ссылку на ваш исправленный чертеж, а то я все никак не могу найти его:) спб!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анатолий.
      Да, ошибки в чертежах действительно присутствуют. Приходится где-то додумывать, где-то прикидывать.
      На данный момент сделал только чертежи руля направления, стабилизатор и руля высоты. На странице "Файлы для загрузки" можно скачать чертежи для программы AutoCAD.
      Тут и тут есть чертежи просто в виде картинки для руля направления и для стабилизатора и руля высоты соответственно.

      Удалить
    2. Понятно!

      Большое спасибо что ответили!! Я очень рад что нашел ваш блог! Вы описываете ваши ошибки и то как вы все делаете! Для меня ваш блог просто находка!!! Так держать!!! :)

      Удалить
    3. И вам большое спасибо, что читаете. :)
      Особенно приятно делать что-то зная, что это может кому-то помочь.
      Вам тоже удачи. :)

      Удалить
    4. Мне интересно каким клеем вы склеивали нервюры? Эпоксидкой что ли?
      Потому что я никак не могу определится с клеем!

      Удалить
    5. Да, все клеил эпоксидкой. Сначала раздумывал насчет ПВА, но решил, что эпоксидка все-таки надежнее.
      Просматривая некоторые форумы по строительству самолетов, порой наталкивался на огромные ветки, где люди обсуждали, предлагали и спорили по поводу того какой именно клей нужно использовать. Это меня несколько беспокоило, что, мол, я вот так просто взял и начал все эпоксидкой клеить. Но потом успокоился, вспомнив, что одни хороший знакомый моего отца (скончался, к сожалению) построил свой самолет именно на эпоксидке и благополучно летал на нем более 10 лет.

      Удалить
    6. уаааауууу! Убедительно однако!! Спасибо! А какой именно эпоксидкой? У нас в Броварах продают какой то клей эпоксидный, тот что в тюбиках- смола и отвердитель 3-ton epoxy, кажется еще называют пятиминутка. И еще один но уже в 100 или 200 мл бутылочках и тоже с отвердителем. Пробовал тот что 5-ти минутка, клеил поломанные барби и кены так поотлетало даже и дня не поигралась доця. ну а на дереве не пробовал.

      Удалить
    7. В листке к клею стоит название "Эпоксидный универсальный клей марки ЭДП". Выглядит вот так. Производится, кстати, в Нижегородской области, в Дзержинске.
      Я, честно говоря, скептически отношусь к клеям, которые сохнут буквально за пять минут. Они, конечно, хорошо подходят для мелких бытовых задач, но самолет, как мне кажется, на нем не построишь. Да и физически это не получится. Например, клеил полку лонжерона. Это четыре рейки почти по три метра каждая и их нужно между собой склеить. Понятное дело, пятиминуткой это никак не получится сделать.
      Кстати еще давно заметил, что эпоксидка совершенно не клеет пластмассу, но отлично справляется с деревом. Пару раз было, что из-за неаккуратной обработки отваливались некоторые детали (когда, например, клеил элероны). Так было видно, что непосредственно место склейки было на месте, а ломалась/отслаивалась древесина.

      Удалить
    8. Хмм ясно! Сегодня перед работой зайду в строительный магазин, посмотрю что там есть. Вроде как такой на подобии видел. Спсд!

      Удалить
  3. Здравствуйте! меня зову Олег г. Бердичев. Строю Арго четвёртый год, дело идёт обтяжке. Клей использовал D-4 столярный водостойкий, на запах как ПВА, в местах склейки вырывается с мясом.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Олег.
      По хорошему вам завидую и большое спасибо за совет. Обязательно буду иметь ввиду, когда наконец подойду к этому этапу.

      Удалить
    2. Олег, а что еще осталось сделать по самолету?
      Какой двигатель ставили?
      На узлы крепления крыла брали 30ХГСА или что-то другое?

      Удалить
  4. Алексей если не секрет ваше место положения? Клей D-4 я использовал в клейке фюзеляжа, крыльев, елеронов, стабилизаторов и рулей высоты. Окейку милимитровой фанерой всех лобиков делал с помощью струбцын и гирь . мой самалёт тут; http://www.avia-master.ru/forum2/showthread.php?t=1091&page=13
    фанеру смачевал водой и нашатырным спиртом.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Конечно, не секрет. В Минске я живу.
      Спасибо за ссылку. По-моему когда на глаза попадалась. Сейчас еще раз с интересом пересмотрю.
      И спасибо за советы. Обязательно учту.

      Удалить
    2. Олег, не могли бы по-подробнее рассказать про смачивание фанеры водой и нашатырным спиртом.

      Удалить
  5. Двигатель РМЗ-640 почти новый ,ещё не ставил, нада мотораму сварить.

    ОтветитьУдалить
  6. Добрый день Алексей.
    Меня зовут Владимир. Одобряю Ваше стремление осуществить мечту. Сам живу этой мечтой, но пока только собираю информацию да изучаю соответствующую литературу. Я хотел спросить есть у Вас самостоятельные полеты. Обучение стоит не дешево. Можно ли научиться летать не в аэроклубах? Хотя бы получить базовые знания взлет, посадка, полет по кругу? Что вообще можете сказать по этому поводу.
    Спасибо за ответ.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день, Владимир.
      За все время мне довелось только два-три раза лишь чуть-чуть поуправлять небольшим самолетом. Да и это было секунд 30, не больше. Т.е. можно смело сказать, что мой опыт управления самолетом нулевой.
      Мне кажется, что единственный способ научиться летать не прибегая к помощи аэроклубов это искать знакомых, друзей, дальних родственников и т.д., которые согласились бы вас обучить.
      Но тут нужно определиться какая у вас конечная цель. Если хотите втихаря где-то летать на небольших высотах (что, кстати, может быть очень опасно для таких маленьких самолетов), то подойдет любой способ обучения. Если же хотите летать легально и не от кого не прячась, то все-таки придется искать аэроклубы. Как вариант, можно найти летчика у которого есть все необходимые допуски для обучения. Тогда он сможет вас обучить и официально выдать бумагу о том, что вы налетали необходимое количество часов. А потом уже можете сдавать экзамен на получение удостоверения пилота-любителя. Наверняка вариант с частным учителем получится и дешевле.
      Но какой вариант вы бы не выбрали, мне кажется, что в любом случае должны быть четкие теоретические знания по физике полета, по терминологии и т.д. Чтобы четко представлять где что создается и куда давит, и что где ожидать. Потому что управление самолетом требует на несколько порядков больше ответственности и собранности по сравнению, например, с управлением автомобилем.
      Но, возможно, вы чуть забегаете вперед. Постройка самолета потребует очень много сил и времени. Многие люди начинают строить, а потом все-таки терпения не хватает и они все бросают. Такое может произойти с каждым произойти. И я не исключаю, что в один прекрасный день я плюну на все это и займусь чем-нибудь другим (но пока таких желаний не было). Поэтому может быть стоит пока что просто начать строить самолет? Это ведь растянется не на один год. А за то время пока будете строить так или иначе будете общаться на разных форумах, заводить знакомства. Там, глядишь, и найдутся хорошие люди, которые и подскажут, и обучат. На мой взгляд, в авиации таких большинство.
      Я, например, решил для себя, что буду учиться для получения официальной лицензии. Чтобы налетать необходимое кол-во часов мне, на данный момент, нужно порядка 6000$. Где взять эти деньги - я понятия не имею. Но я делаю то, что могу делать. А дальше - будет видно. :)
      Ну а вам - дачи в начинаниях. :)

      Удалить
    2. Спасибо, Алексей, за подробный ответ. Думаю, что не раз буду к Вам обращаться за советом по ходу строительства самолета. А у Вас на какой стадии сейчас самолет?

      Удалить
    3. Обращайтесь, конечно. С радостью помогу чем смогу.
      На данный момент у меня готовы все нервюры, хотя четыре придется переделывать. Готовы элероны. Конкретно сейчас заканчиваю зашивать лобик рулей высоты и потом зашью лобик стабилизатора.
      Потому думаю собирать руль направления, прорабатывать чертеж фюзеляжа и заготавливать рейки для него.

      Удалить
    4. Алексей, лобик Вы зашиваете обыкновенной фанерой или авиационной? Из вышепрочитанного я понял, что фанеру Вы распариваете. Она после высыхания не расслаивается?

      Удалить
    5. Честно говоря, даже не знаю чем отличается обычная фанера от авиационной. Знаю только, что у фанеры есть сорт, который выражается двумя цифрами. Возможно наивысший сорт и будет называться авиационной. По крайней мере ту фанеру, что использую я как раз и выглядит на высший сорт.
      А фанера посли высыхания не расслаивается.

      Удалить
  7. Ваджипов Шавкат15 февраля 2014 г. в 20:32

    Дорогие авиаторы! Что то всё затихло... Лобик элерона можно изготовить проще и технологичней. Я живу в Киргизии и у нас фанеру в 1 мм не найдешь. Пришлось делать из пеноплэкса. Это более плотный пенопласт. Заготовке придал профиль, затем приклеил к лонжерону клеем Титан. Затем заготовку покрыл ПВА и на него стекломатериал НОВОЛ. Затем еще раз ПВА. Когда ПВА высох - дал слой эпоксидной смолы ТРОТОН/емкость 1 л с прозрачным отвердителем/. Когда смола высохла , то все неровности устранил автомобильной шпаклёвкой ПОЛИКОР. Дешево и сердито. Фото можно увидеть в Одноклассниках .Меня зовут Ваджипов Шавкат. Альбом называется М и. Г.ВСем желаю успехов и настойчивости в осуществлении МЕЧТЫ.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за идею. Обязательно возьму на заметку.
      И фотографии было интересно посмотреть. Вам тоже целеустремленности и удачи.

      Удалить